Меню сайта

Родственники Аверч

Саша Черный

Телеспектакль

С. Черный Житомир

Фильм об Аверченко


Яндекс.Метрика

ФОТОСЕССИИ
 
АРКАДИЯ АВЕРЧЕНКО
 
 
Писатель был в полном смысле слова публичным человеком. Фотографироваться любил, "плохо получиться" не боялся.
После него вообще осталось на удивление много следов: писем, публикаций, книг, интервью и - фотографий. 
Предлагаем впервые привести их в систему и обозначить некоторые циклы.
 _______________________________________________
________________________________________________
 
1901 год
  
 
Самая ранняя из известных студийных фотографий Аркадия Аверченко. Относится к поре его харьковской юности, сделана до мая 1901 года. Аркадий еще не был писателем. Облик его непривычен: усы, длинные волосы, полубаки. Совершенно очевидно и то, что в эту пору своей жизни он был "худым, как жердь" (свидетельство его харьковского приятеля Леонидова). Снимок сделан в мастерской известного фотографа А. Иваницкого.
Аркадию 21 год. Все еще впереди.
 _______________________________________
_________________________________________________
  
1911 - 1912 год
 
                         
 
1912 год
 
Первый известный цикл снимков. Качество плохое, установить фотоателье сложно.
В 1912 году Аверченко уже один из известнейших русских писателей, уже получил титул "короля смеха", уже пятый год редактирует "Сатирикон", уже выпустил 4 сборника рассказов. Наконец, уже зарекомендовал себя как щеголем. Тэффи вспоминала, что он долго "завивался барашком". На портретах, помещенных ниже, мы видим как раз такую прическу. 
 
Фотография из архива Надежды Тимофеевны Гавриловой,
младшей сестры писателя. 
Публикуется впервые.  
 
 То же фото на шмуцтитуле сборника. 
 
 
В верхнем правом углу - автограф Аверченко и датировка снимка: 1 мая 1912 года.  
 
 
 
                                                                              
 
Аркадию Тимофеевичу Аверченко 32 года.
 ____________________________________________
____________________________________________
 
 
1913 год
 1913 год стал переломным в судьбе Аверченко. В мае он покинул "Сатирикон", открыл собственное дело и в июне уже издавал "Новый Сатирикон". Для рекламы нужны были и новые фотографии. Ниже приводим цикл 1913 года, сделанный в ателье знаменитого мастера Карла Буллы. 
У Аркадия Тимофеевича новая прическа - гладкая, на косой пробор.
Хорошо видна галстучная булавка, которая, по словам современников, была с дорогим бриллиантом.
    

                                                           
                                                                                                                     Эта обложка журнала "Аргус" за июль 1913 г. позволяет утверждать, 
                                                                                                                      что снимки были сделаны не позднее июля. 

 
 
 
Аркадию Тимофеевичу -  33 года.
 ___________________________________________
_____________________________________________
  
1913-1914 годы
 Еще один цикл, датировать который сложно. По внешнему виду писателя и некоторым другим признакам, не позднее 1914 года.
 
Слева направо: П. Петров-Скиталец, Б. Лазаревский, Арк. Аверченко.
Спб., ателье Карла Буллы. 
 
 
 Фотография в круглой рамке была использована в оформлении
обложки сборника Дешевой юмористической библиотеки "Сатирикона" № 9-61 за 1914 год, 
что и позволяет говорить о том, что она сделана не позднее 1914 года.
  
                                                             
                                                                                   
 
А это фото чудом оказалось на обложке константинопольского издания "Записок Простодушного" (1921).
Значит, Аверченко прихватил его с собой, уезжая из
Петрограда осенью 1918 года. 
 
Аркадию Тимофеевичу - 34 года
 _________________________________________
_______________________________________________
  
1920 год
 В сентябре 1918 года Аверченко выехал из красного Петрограда на гастроли в Москву, оттуда - в Киев, Ростов-на-Дону. В первых числах февраля 1919 года писатель приехал в родной Севастополь, где прожил вплоть до эвакуации белого Крыма в ноябре 1920 года. Как ни странно, от этих смутных лет сохранилось достаточно много его фотографий. Одна из них, студийная, ниже.
Галстук-бабочка, странный для писательского портрета, объясняется тем, что в описываемое время Аверченко активно гастролировал с собственным театром "Гнездо перелетных птиц".
  
 Портрет Аркадия Аверченко, сделанный
в мастерской евпаторийского мастера Н. Зейферта.
 
Писателю 40 лет.
 ________________________________________
_______________________________________________
  
1922 год
 С 1922 года у Аверченко началась новая, эмигрантская жизнь. В апреле он покинул Константинополь и поначалу оказался в Софии. В мае принял решение ехать в Прагу. Для еропейских турне и переводных изданий Аркадий Тимофеевич сделал новый цикл портретов.  
Европейский читатель, рассматривая эти портреты, дивился пенсне и "бабочке", которые в Европе 1920-х годов многие уже считали анахронизмом.   
 
Этот свой портрет Аверченко любил, дарил его знакомым в Берлине во время своего первого
визита в этот город в конце октября 1922 года.  
 
 
 
Этот портрет украшает шмуцтитул 1 тома собрания сочинений
писателя, выпущенного пражским издательством Вилимека в 1923 году. 
Он же был подан Аверченко в чешский МИД на загранпаспорт.
 
________________________________
______________________________________
 
Второй известный цикл 1922 года (он же, похоже, последний).
Эти фотографии были сделаны в дорогом и лучшем в Праге фотоателье Ланганса на Вацлавской площади. Писатель жил неподалеку, в отеле "Злата гуса". 
 
 
Тот же портрет на шмуцтитуле
чешского перевода сборника
"Двенадцать портретов знаменитых людей" (Прага, 1922) 
 
  
_____________________________ 
И наконец самое трагическое фото - последнее.