Меню сайта

Родственники Аверч

Саша Черный

Телеспектакль

С. Черный Житомир

Фильм об Аверченко

Для цитирования: Миленко В.Д. Спешите на Вертинского и Аверченко! Москвичи возродили севастопольский театр "Гнездо перелетных птиц" // Севастопольские известия. 30 июня 2018. № 25(1975). С. 13.  

Миленко В.Д.

СПЕШИТЕ НА ВЕРТИНСКОГО И АВЕРЧЕНКО!

Москвичи возродили севастопольский театр «Гнездо перелётных птиц» 

24 июня в Московском драматическом театре "Сфера" состоялась премьера спектакля "Гнездо перелетных птиц". Некогда так назывался театр Аркадия Аверченко, созданный в Севастополе весной 1920 года.

Само место, где расположена «Сфера», — сад «Эрмитаж» в Каретном ряду — связано с биографией Аркадия Аверченко. В сентябре 1918 года, с трудом выехав из красного Петрограда, писатель руководил здесь литературной частью летнего «Зеркального театра».

Идея постановки принадлежит актрисе «Сферы» Виктории Склянченковой. «Читая рассказы Аверченко, признается она, — всегда хотелось их поставить на сцене. Блестящий юмор, такие характеры и парадоксы! Золотой материал для актеров». Работая над инсценировкой, Виктория включила в нее подлинные тексты конферанса Аверченко, которые он произносил во время представлений «Гнезда перелетных птиц».

За постановку взялся режиссер Константин Демидов. Он же занимался сценографией, эскизами костюмов, макетами афиши. По словам Константина, архитектура небольшого зрительного зала «Сферы» круглого, циркового сама по себе метафора «гнезда». Театры-кабаре столетней давности ведь не работали на академической сцене, скорее в уютных подвалах и полуподвалах, где контакт с публикой был самый непосредственный. «Что же касается музыки, — считает Константин, — то наиболее полно, органично, атмосферно дух времени передают, конечно, песни Вертинского. Мы включили и «Танго “Магнолия”» («В бананово-лимонном Сингапуре»), и «Испано-Сюизу», и многое другое. В нашем “Гнезде” их исполняет Даниил Толстых, а в настоящем, аверченковском “Гнезде” кто знает! может быть нет-нет да и пел Вертинский. Они ведь были вместе и в “белом” Севастополе, и позже в Константинополе».

И, разумеется, возрожденный театр Аркадия Аверченко немыслим без самого Аверченко. В исполнении актера Дмитрия Новикова писатель получился трогательно-молодым, лиричным, скорее романтиком, нежели «королем смеха». Не сдержать слез, когда Новиков-Аверченко исполняет финальное «Палестинское танго» того же Вертинского:

 

Манит, звенит, зовёт, поёт дорога,
Ещё томит, ещё пьянит весна,
А жить уже осталось так немного…

 

Да, жить Аркадию Аверченко оставалось немного. Его театр распался в 1922 году, а через 3 года не стало его самого. И вот теперь, почти столетие спустя, «Гнездо перелетных птиц» вновь приглашает «птенцов»-зрителей, вновь поет и танцует, шутит и спорит, смеется и плачет, одним словом — живет. «Творчество Аркадия Аверченко — подарок для режиссера и актеров, — уверены создатели и участники спектакля, — и наша сверхзадача вернуть его имя современному театру».

________________________________ 

 

Журнал "UAM". № 6(107). Июль 2018 г.

_________________________________________________________ 

Миленко В.Д.

КОГДА ГЕРОЙ ОЖИВАЕТ
(По поводу премьеры "Гнездо перелётных птиц" в московском театре "Сфера")

Отзыв с официальной страницы в Facebook

Мне чрезвычайно везёт: третий раз за год я наблюдаю реинкарнацию своего героя. Часто повторяла и ещё раз с сожалением скажу: никто, и я в том числе, не может знать, каким он был на самом деле. Ни фотографии, ни кинохроника, даже если бы она сохранилась, тоже этого не знают. Воспоминания современников опять же не панацея: кому-то он показался нагловатым, циничным и самодовольным выскочкой, кому-то — человеком редчайших душевных порывов, кому-то — эпикурейцем и хохмачом, а кому-то — одиноким, грустным, редко улыбающимся. 
Так каким же был Аркадий Аверченко? Не писатель Аверченко - здесь как раз более-менее всё ясно, а человек, и тем более - конферансье Аверченко, руководитель собственного театра "Гнездо перелётных птиц"? Этого я, признаюсь, вообще никогда не могла себе представить. 
Думаю, что Дмитрий Новиков, сыгравший ЭТО в недавней премьере театра "Сфера", - Аверченко, каким сам Аверченко хотел бы быть. Но вряд ли был. Неоткуда было взяться профессиональному уровню сценической речи, вокала, того же конферанса. Отсутствие этого с лихвой компенсировалось личным обаянием, ну и «звёздностью», конечно. 
Дмитрий Новиков — это Аркадий Аверченко, прошедший отличную театральную школу. Её, как известно, достаточно для создания образа, однако я вижу и многое другое: душу, вложенную в эту роль, любовь к Аверченко (разве можно его не любить?!), а еще упор на те черты характера героя, что, как видно, близки самому артисту. Доброту, озорное мальчишество - и в то же время склонность к донкихотскому тоскливому отчаянию. Вижу и ещё одно качество, о котором таинственно умолчу. 
Я болезненно отношусь ко всему, что касается Аркадия Аверченко. Тому есть свои веские причины. Когда за него берутся театры, с внутренней тревогой ожидаю результатов. Всегда есть опасность как пережать, так и недожать: не уловить грань смеха и слез, не остановиться на ней. А если уж вводят образ Автора... Включается готовность № 1. И ни разу она не понадобилась: уважение к личности Аверченко всегда рождает чувство меры и такта. Не понадобилась и сейчас: образ, созданный Дмитрием Новиковым, подкупает необыкновенно. В "гнезде" этого человека уютно и тепло, и с ним так хочется рядышком присесть...

От всего сердца поздравляю коллектив спектакля и театра "Сфера" с чудесной премьерой Опять же полагаю, что высочайший уровень постановки (аплодисменты режиссеру Константину Демидову и автору инсценировки Виктории Склянченковой) - несбывшаяся мечта реального театра "Гнездо перелетных птиц", вынужденного довольствоваться малым.

Фото Л. Селеменева, С. Милицкого, А. Иванишина 

с официального сайта театра: http://www.spheratheatre.ru/

 

 

 

РЕЦЕНЗИИ:

Журнал "Театрал": Его пытались стереть из памяти

Подкладов Павел. Перелетные птицы, эолова арфа и счастье за деньги

Лебедина Любовь. На сцене "Сферы" "Гнездо перелетных птиц" 

Панкова Татьяна. "Гнездо перелетных птиц, или Приют эмигрантов"

Лосева Алена. Аверченко и Вертинский - встреча на сцене через 100 лет

Муалим Фазир. Гнездо перелетных птиц