Меню сайта

Родственники Аверч

Саша Черный

Телеспектакль

С. Черный Житомир

Фильм об Аверченко

Яндекс.Метрика

                                         ЖЕНЩИНЫ АРКАДИЯ АВЕРЧЕНКО

Заметьте: мы не пишем "любимые женщины".
Аркадий Тимофеевич, выросший в бабьем царстве (мама и шесть сестер), к слабому полу относился с изрядной долей иронии и цинизма.
Влюблялся ли он вообще? Это сложный вопрос. До сих пор не удалось установить имя той женщины, что еще в Харькове (то есть 
до победного появления писателя в столице) родила ему сына - Аркадия Аркадьевича Аверченко.    
Каким бы серьезным ни было увлечение Аверченко, опасность женитьбы приводила его в панику. Поэтому он предпочитал
иметь дело с замужними дамами. Похоже, самой длительной связью в его жизни был роман с актрисой Александрой Яковлевной Садовской,
которой посвящен сборник "Круги по воде" (1912). Она была замужем за антрепренером питерского Нового драматического театра
Анатолием Левантом.
Можем утверждать, что Аверченко увидел Садовскую на сцене уже в 1908 году, потому что именно тогда в "Сатириконе" появились
первые карикатуры на нее. Как Вам это понравится?
Или Аркадий Тимофеевич в то время еще не испытывал к актрисе никакой симпатии и потому не остановил карающую руку Реми,
заносившую в альбом жуткие шаржи, или считал, что и так сойдет. Подумаешь!
Вот шаржи:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
"Король смеха"  не любил "килек в обмороке" (выражение Саши Черного), а
предподчитал дам корпулентного сложения.
К счастью, сохранились и фотографии Садовской, которые позволяют понять, что в этой женщине импонировало писателю. 
Сначала посмотрите на них, а потом...
 
 

 
 
 
 
Посмотрите на Аверченко тех лет, когда был роман с Александрой Яковлевной (1912 год):
 
 
Теперь представьте, как эти двое ЕДЯТ или ХОХОЧУТ в синематографе.
Органично?
Очень!
 
***
 
После Садовской в жизни Аверченко появилась Елизавета Федоровна Петренко, известная оперная певица.  
Об их романе можно прочитать здесь : http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/poslednyaya_lyubov_korolya_nbsp_smekha/
Согласно семейной легенде, именно этой женщине писатель предлагал эмигрировать с ним из России, а затем приглашал ее в Прагу.  

 
                                                                                                                                                                                                                           
          Игра в крокет. Первый слева - Аверченко, третья справа - Петренко.
                          Ахтырка, 1915. Фото из архива семьи Бориса Тэца.
                             Публикуется с разрешения О. П. Вареника.
 
*****
Актрисы вдохновляли Аверченко и в непростые беженские годы. 
Мало кто знает, что известная книга писателя "Записки Простодушного" была посвящена Юлии Горской, актрисе театра
"Гнездо перелетных птиц", с которым писатель гастролировал сначала в Севастополе, потом в Константинополе.
Вот она:
 
 
 
Юлия Горская
 
 
 
 
На этой групповой фотографии "Гнезда перелетных птиц" Юлия Горская 
сидит справа от Аверченко. Однако обратим внимание на даму, 
расположившуюся слева и полноправно положившую локоть на спинку стула.  
Это актриса Раиса Павловна Раич, что будет возлюбленной писателя
достаточно долго: с 1922 по 1924 год (как минимум)
 
________________________
__________________________________
 
Раиса Павловна Раич вошла в жизнь писателя вместе с мужем - актером и антрепренером Евгением Искольдом.
На фото выше он сидит у ног своей супруги.
Трио Аверченко - Раич - Искольд было неразлучным в 1922-1924 годах.
 
 
 
Раиса Раич.
 
 
________________________
________________________________
 
И наконец последний невинный флирт.
Весной 1924 года Аверченко познакомился в Праге с женщиной принципиально иного круга и 
кардинально иного интеллектуального уровня.
Елизавета Викторовна Кутльвашрова (в девичестве Яковлева) была русской женой полковника
чешской армии Карела Кутльвашра. Сохранившаяся переписка Аркадия Тимофеевича и Лизы не оставляет сомнений в том, что обе стороны 
не отказали себе в удовольствии пококетничать. 
 
  
 
Елизавета и Карел Кутльвашры.