Меню сайта

Родственники Аверч

Саша Черный

Телеспектакль

С. Черный Житомир

Фильм об Аверченко

 

 ЖЕНЩИНЫ АРКАДИЯ АВЕРЧЕНКО 


 Рисунок Аверченко  из харьковского журнала "Штык" (1906)
 

© В.Д. Миленко

При цитировании ссылка на сайт обязательна!

Заметьте: мы не пишем "любимые женщины".
Аркадий Тимофеевич, выросший в бабьем царстве (мама и шесть сестер), к слабому полу относился с изрядной долей иронии и цинизма.
Влюблялся ли он вообще? Это сложный вопрос. До сих пор не удалось установить имя той женщины, что еще в Харькове (то есть 
до победного появления писателя в столице) родила ему сына - Аркадия Аркадьевича Аверченко.    
Каким бы серьезным ни было увлечение Аверченко, перспектива женитьбы приводила его в панику. Поэтому он предпочитал
иметь дело с замужними дамами либо, охладев к женщине, "пристраивать" ее приятелям.  Именно так он поступил с Софьей Наумовной Меттер - первой известной нам пассией петербургского периода:
 
 
Слева - портрет Софьи Наумовны 1915 г. работы И. Е. Репина, а справа - портрет семейной пары Ремизовых работы Бориса Григорьева 1930-х годов.
Софья Наумовна стала женой художника Ре-ми, близкого друга Аверченко и соучредителя "Нового Сатирикона". С ней он и эмигрировал. 
Судя по сохранившимся письмам, роман Аверченко с Меттер протекал в 1909-1910 годах. По профессии эта женщина, судя по адресным справочникам, была зубным врачом.  
______________________________
 
Около 1912 года начался роман с актрисой Александрой Яковлевной Садовской, адресатом сборника "Круги по воде" (1912). Она была замужем за антрепренером питерского Нового драматического театра Анатолием Левантом. Можем утверждать, что Аверченко увидел Садовскую на сцене уже в 1908 году, потому что именно тогда в "Сатириконе" появились первые карикатуры на нее. Видимо, в то время писатель еще не испытывал к актрисе никакой симпатии и потому не остановил карающую руку Реми, заносившую в альбом меткие шаржи, или считал, что и так сойдет. Шаржи появлялись в "Сатириконе" регулярно. 
Вот некоторые из них: 
 
                                                               
 
 
 
 
Сохранились и фотографии Садовской, которые позволяют понять, что в этой женщине импонировало писателю. 
Сначала посмотрите на них, а потом...
 
 

 
 
 
Посмотрите на Аверченко тех лет, когда был роман с Александрой Яковлевной (1912 год):
 
 
 
                              Теперь представьте, как эти двое пируют в ресторане или хохочут в синематографе.
                              Органично? Очень! 
                               В 2017 г. севастопольская актриса Виктория Шпаковская (фото ниже) сыграла Садовскую в спектакле
                                 "Под холщовыми  небесами" (Театр им. Б. Лавренева ЧФ РФ).  
 
                                                                                           
 
Подробнее об Александре Садовской можно прочитать здесь
_______________________________ 
 
Только в 2015 году стало известно о том, что после романа с Садовской в жизни писателя началось длительное увлечение знаменитой оперной певицей Елизаветой Федоровной Петренко. Об этой истории его сердца можно прочитать здесь. Согласно семейной легенде, именно этой женщине писатель предлагал эмигрировать с ним из России, а затем приглашал ее в Прагу.  
                                                                                                                                                                                                                           
          Игра в крокет. Первый слева - Аверченко, третья справа - Петренко.
                          Ахтырка, 1915. Фото из архива семьи Бориса Тэца.
                                 Публикуется с разрешения О. П. Вареника
                            .
                                              В исполнении Елизаветы Петренко звучат арии Далилы из оперы "Самсон и Далила"
_____________________ 
 
В эмиграции - снова актрисы и актрисы. Мало кто знает, что известная книга писателя "Записки Простодушного" (1921) была посвящена Юлии Горской, актрисе его собственного театра "Гнездо перелетных птиц", с которым Аверченко гастролировал сначала в Севастополе, потом в Константинополе.
Вот она:
 
                                          
 
На этой групповой фотографии "Гнезда перелетных птиц" Юлия Горская 
сидит справа от Аверченко. Однако обратим внимание на даму, 
расположившуюся слева и полноправно положившую локоть на спинку стула.  
Это актриса Раиса Павловна Раич, что будет возлюбленной писателя
достаточно долго: с 1922 по 1924 год (как минимум)
 
 
 
_______________________
__________________________________
 
Раиса Павловна Раич вошла в жизнь писателя вместе с мужем - актером и антрепренером Евгением Искольдом.
На фото выше он сидит у ног своей супруги.
Трио Аверченко - Раич - Искольд было неразлучным в 1922-1924 годах.
 
                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
_______________________
________________________________
 
И наконец - возможно, последний невинный флирт.
Весной 1924 года Аверченко познакомился в Праге с женщиной принципиально иного круга и кардинально иного интеллектуального уровня.
Елизавета Викторовна Кутльвашрова (в девичестве Яковлева) была русской женой полковника чешской армии Карела Кутльвашра. Сохранившаяся переписка Аркадия Тимофеевича и Лизы не оставляет сомнений в том, что обе стороны не отказали себе в удовольствии пококетничать. 
 
  
 
          Елизавета и Карел Кутльвашры.